Series of articles

MILITARY-POLITICAL BLOCS

Military-Political Bloc — a Union or an agreement of states, united for joint actions to address common political, economic and military tasks.

natoNATO or the North Atlantic Treaty Organization was founded in 1949. According to official documents of the Alliance the organization's goal is collective security of its member countries. Hence, in 90-s after the great changes in Europe, NATO enunciated itself as the main force in the process of security expansion and the guarantor of the European stability.

At the beginning the organization included Belgium, Great Britain, Denmark, Iceland, Italy, Canada, Luxembourg, the Netherlands, Norway, Portugal, the United States and France, (France had been out of the military constituent of the alliance for the period of 1961-2009).

NATO accepted Turkey and Greece – in 1952, Federal Republic of Germany – in 1955, Spain – in 1982, Hungary, Czech Republic and Poland – in 1999, Estonia, Latvia, Lithuania, Slovakia, Romania, Slovenia, Bulgaria – in 2004, Albania and Croatia – in 2009.

The main shock forces were (nowadays remain) US and UK Armed forces. The bloc was formed to counteract the "Soviet military threat"; the main aim was to prevent the expansion of USSR spheres of influence. The main spheres of bloc influence were European theater of operations and North Atlantic. In the end of 2008 the total strength of NATO armed forces accounted about 3,6 million. Total defense expenditures reached 895 billion dollars, including Europe – 300 billion and U.S. – 575 billion. As a percentage of GDP for NATO member countries in total the expenditures accounted 2.6%, while in the United States this rate was 4%, in Europe – 1,7%.

The highest political authority of NATO is the North Atlantic Council (NATO Council or NAC). Representatives of all member countries of NATO have a seat at the NAC. It can meet at the level of Permanent Representatives (or Ambassadors), at the level of Foreign and Defence Ministers, and at the level of Heads of State and Government. It is chaired by the Secretary General. It meets at least every week and often more frequently, at the level of Permanent Representatives; it meets twice a year at the level of Ministers of Foreign Affairs, as well as at the level of Ministers of Defence, and occasionally at the Summit level with the participation of Prime Ministers and Heads of State and Government.

The Defence Planning Committee is the ultimate authority within NATO with regard to the Alliance's integrated military structure. It implements decisions taken by the participating countries in relation to collective defence planning and issues related to the integrated military structure of the Alliance. It also approves Force Goals and Ministerial guidance for future NATO defence planning. It is chaired by the Secretary General.

One of the ultimate authorities within NATO is Nuclear Planning Group (NPG). NPG usually meets twice a year at the level of Ministers of Defence, usually before the meetings of the NAC. The Nuclear Planning Group is the ultimate authority within NATO with regard to nuclear policy issues, as are the North Atlantic Council or the Defence Planning Committee on matters within their competence. Its discussions cover a broad range of nuclear policy matters, including the safety, security and survivability of nuclear weapons, communications and information systems, as well as deployment issues. It also covers wider questions of common concern such as nuclear arms control and nuclear proliferation.

The role of the Nuclear Planning Group is to review the Alliance`s nuclear policy in the light of the ever-changing security challenges of the international environment and to adapt it if necessary. It provides a forum in which member countries of the Alliance can participate in the development of the Alliance's nuclear policy and in decisions on NATO`s nuclear posture, irrespective of whether or not they themselves maintain nuclear weapons. The policies that are agreed upon therefore represent the common position of all the participating countries. Decisions are taken by consensus within the NPG, as is the case for all NATO committees.

NATO`s official languages are English and French. The headquarters of NATO is located in Brussels.

The Partnership for Peace Program (PfP) was established in 1994. It cooperates with 23 European countries and former Soviet republics of Central Asia, which are not member states.
In 2001 the International Security Assistance Forces (ISAF) were deployed in Afghanistan. In autumn 2008, the ISAF were about 50 thousand people; 26 NATO member countries and 15 other countries took part in the mission.

anzus

In 1951 there was founded another military bloc ANZUS – a regional military alliance of Australia, New Zealand and the United States, aiming to coordinate collective defensive efforts on the Pacific Ocean area. This bloc, unlike NATO, did not have a unified command, unified armed forces and the permanent headquarters. At present, this Bloc doesn`t factually exist, although it was not officially disbanded.

seatoIn 1954 SEATO was formed with the primary goal to counteract the Soviet political expansion to South and Southeast Asia. It united Australia, France, New Zeeland, Pakistan, the Philippines, Thailand, Great Britain and the USA. Hence it didn`t exist for a long time and was disbanded in 1977, by the official agreement of its member states.

 

ODKBCollective Security Treaty Organization (CSTO) – military and political alliance founded by the CIS countries on the basis of the Collective Security Treaty, signed on May 15, 1992. The Treaty tacitly extends every five years.

Its members are Armenia, Belorussia, Kirghizia, Kazakhstan, Tajikistan and Russia. According to the Treaty the member states secure themselves on collective basis. In case of security threat for territorial integrity or sovereignty of one or several member states, for international peace and security, the member states would immediately initiate the mechanism of collateral consultations in order to coordinate their positions and making steps for elimination of the appeared threat.

The ultimate authority of the organization is the Collective Security Council (CSC). The Council consists of the Heads of member states. It deals with the fundamental issues of the organization and makes decisions to achieve its goals. The Council also provides the coordination and joint functioning of the member states.

The Council of Ministers of Foreign Affairs is an advisory and executive body of the organization aimed to coordinate the interaction of the member states in foreign policy issues.

The Council of Ministers of Defense is an advisory and executive body aimed to coordinate interaction of the member states in military policy, military construction and military-technical cooperation.

The Committee of Secretaries of Security Councils is an advisory and executive body aimed to coordinate interaction of the Member States in their national security issues.

The Secretary General is highest administrative official of the organization. He manages the Secretariat of the organization. The Secretary General is an advance holder of the Council and is appointed by the decision of the CSC from among the citizens of the member states. Nowadays the Secretary General of the organization is Nikolai Bordyuzha.

The Secretariat of the organization is the permanently working body aimed to execute the organizational, informational, analytical and advisory functions in order to provide activity of organization`s bodies.

CSTO Joint Headquarters is a permanently working authority of the organization and CMD of the CSTO. It is responsible for preparation of proposals and implementation of solutions of CSTO military component.

In 2001 within the framework of the CSTO the Collective Rapid Reaction Forces (CRRF) were created. They consist of 10 battalions: three in each from Russia and Tajikistan, and two in each from Kazakhstan and Kirghizia. The total CRRF strength is about 4 thousand people. Aviation constituent (10 aircrafts and 14 helicopters) is located on Russia's military airbase in Kirghizia.

In case of a large-scale military conflict, CSTO member states would be required to provide their military contingents or all the Armed forces to repel the aggression.

On December 2 in 2004 the UN General Assembly adopted a resolution giving the organization of the Collective Security Treaty the status of an observer at the UN General Assembly.

On February 4 in 2009 in Moscow the leaders of the CSTO member states endorsed the establishment of the CRRF. According to the document, the CRRF will be used to repel military aggression, conduct special operations to fight against international terrorism and extremism, transnational organized crime, drug trafficking, as well as for emergency operations.

On April, 3 in 2007 a representative of the CSTO Secretariat said that Iran is able obtain the status of an observer in the CSTO in the future.

The articles on the website are based on the information from the open Russian and foreign Mass Media, including printed publications and Internet editions.

статьи по теме

ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ БЛОКИ

Военно-политическийблок — союз или соглашение государств, объединенных с целью совместных действий для решения общих политических, экономических и военных задач.

natoНАТОили Организация Североатлантического договора была образована в 1949 г. Цель НАТО, согласно официальным документам альянса, заключается в коллективной обороне своих государств-членов, но после перемен, произошедших в Европе в 90-е гг., блок НАТО провозгласил себя основополагающей силой в процессе расширения безопасности и гарантом стабильности в Европе в целом.

Первоначально в этот блок входили: Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США и Франция, выходившая из военной организации блока в период 1961-2009 гг.

В 1952 г. ряды НАТО пополнили Турция и Греция, в 1955 г. – Федеративная Республика Германия, в 1982 г. – Испания, в 1999 г. – Венгрия, Чехия, Польша, в 2004 г. – Эстония, Латвия, Литва, Словакия, Румыния, Словения и Болгария, в 2009 г. – Албания и Хорватия.

Главными ударными силами этого блока были (и в настоящее время остаются) армии США и Великобритании. Блок был сформирован для противодействия "советской военной угрозе", с целью недопущения расширения сфер влияния СССР. Основными сферами влияния этого блока были Европейский ТВД (театр военных действий) и вся Северная Атлантика. Общая численность вооруженных сил НАТО по состоянию на конец 2008 г. составляла около 3,6 млн. человек. Общие расходы на оборону достигали 895 млрд. долларов, в том числе 300 млрд. у стран Европы и 575 миллиардов у США. В процентах к ВВП в целом по НАТО они составляли 2,6%, при этом у США этот показатель составлял 4 %, а у стран Европы — 1,7%.

Высшим политическим органом НАТО является Североатлантический совет (Совет НАТО), состоящий из представителей всех государств-членов. Он может созываться на уровне Постоянных представителей (послов), министров обороны, глав государств и правительств. Возглавляется Генеральным секретарем НАТО. Совет собирается еженедельно, иногда и чаще, на уровне Постоянных представителей, дважды в год – на уровне министров иностранных дел, министров обороны, а также по особым случаям на уровне глав государств и правительств.

Высшим военно-политическим органом организации является Комитет военного планирования. Он принимает решения об участии стран-членов организации в процессе военного планирования, а также ведает вопросами функционирования военной структуры НАТО. Его решением также утверждаются цели военной составляющей НАТО и роль глав военных ведомств стран-членов в перспективном военном планировании. Возглавляется Генеральным секретарем НАТО.

К основным органам НАТО относится также Группа ядерного планирования, проводящая свои заседания обычно дважды в год на уровне министров обороны, обычно перед заседаниями Совета НАТО. Группа ядерного планирования имеет в НАТО высшие полномочия на принятие решений по вопросам ядерной политики, аналогично Североатлантическому совету и Комитету оборонного планирования в вопросах их компетенции. Проводимые на ней дискуссии охватывают обширный круг вопросов ядерной политики, включая вопросы обеспечения безопасности, охраны и живучести ЯО, системы связи и информации, а также вопросы развертывания ядерных сил. В число обсуждаемых тем также входят более широкие вопросы, вызывающие общую озабоченность, такие как контроль над ядерными вооружениями и распространение ЯО.

Роль Группы ядерного планирования заключается в анализе ядерной политики НАТО в свете постоянно меняющихся проблем безопасности в международной обстановке и ее необходимой адаптации. На ее заседаниях страны-члены Североатлантического союза принимают участие в разработке ядерной политики и решений о построении ядерных сил НАТО, независимо от того, имеется ли у них ядерное оружие. Согласуемые направления политики отражают тем самым общую позицию всех участвующих стран. Решения в ГЯП принимаются на базе консенсуса, как и во всех комитетах НАТО.

Официальные языки НАТО — английский и французский. Штаб-квартира совета НАТО находится в Брюсселе (Бельгия).

С 1994 г. НАТО осуществляет программу "Партнерство во имя мира" — сотрудничество с 23 европейскими государствами и бывшими советскими республиками Центральной Азии, которые не являются членами организации.

С 2001 г. на территории Афганистана были развернуты Международные силы по поддержанию безопасности (ISAF). Осенью 2008 г. численность ISAF составляла около 50 тыс. человек; в миссии принимали участие 26 стран НАТО и 15 других стран.

anzusВ 1951 г. был создан военный блок АНЗЮС – региональное военное содружество Австралии, Новой Зеландии и США, призванный координировать усилия по коллективной обороне Тихого океана. Этот блок, в отличие от НАТО, не имел единого командования, единых вооруженных сил и постоянной штаб-квартиры. В настоящее время блок этот фактически прекратил свое существование, хотя официально распущен и не был.

seatoВ 1954 г. с целью противодействия советской политической экспансии в регион Южной и Юго-Восточной Азии был создан блок СЕАТО. В него вошли: Австралия, Франция, Новая Зеландия, Пакистан, Филиппины, Таиланд, Великобритания и США. Однако просуществовал он недолго и в 1977 г. по взаимному согласию стран-участниц прекратил свое существование.

 

ODKBОрганизация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — военно-политический союз, созданный государствами СНГ на основе Договора о коллективной безопасности, подписанного 15 мая 1992 г. Договор продлевается автоматически каждые пять лет.

В него вошли – Армения, Белоруссия, Киргизия, Казахстан, Таджикистан и Россия. В соответствии с Договором государства-участники обеспечивают свою безопасность на коллективной основе. В случае возникновения угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств-участников, либо угрозы международному миру и безопасности, государства-участники будут незамедлительно приводить в действие механизм совместных консультаций с целью координации своих позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы
Высшим органом организации является Совет коллективной безопасности. В состав Совета входят главы государств-членов. Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей.
Совет министров иностранных дел – консультативный и исполнительный орган организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.
Совет министров обороны (СМО) – консультативный и исполнительный орган организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.
Комитет секретарей советов безопасности – консультативный и исполнительный орган организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.
Генеральный секретарь организации является высшим административным должностным лицом организации и осуществляет руководство секретариатом организации. Назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и подотчетен Совету. В настоящее время им является Николай Бордюжа.
Секретариат организации — постоянно действующий рабочий орган организации для осуществления организационного, информационного, аналитического и консультативного обеспечения деятельности органов организации.
Объединенный штаб ОДКБ — постоянно действующий рабочий орган организации и СМО ОДКБ, отвечающий за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей ОДКБ.
В рамках ОДКБ в 2001 г. созданы Коллективные силы быстрого реагирования. Они состоят из 10 батальонов: по три от России и Таджикистана, по два — от Казахстана и Киргизии. Общая численность коллективных сил — около 4 тыс. человек. Авиационная составляющая (10 самолетов и 14 вертолетов) находится на российской военной авиабазе в Киргизии.
В случае начала крупномасштабного военного конфликта государства-члены ОДКБ обязаны будут предоставить свои воинские контингенты или все свои вооруженные силы для отражения агрессии.
2 декабря 2004 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о предоставлении организации Договора о коллективной безопасности статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.
4 февраля 2009 г. в Москве лидеры стран ОДКБ одобрили создание Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР). Согласно подписанному документу, КСОР будут использоваться для отражения военной агрессии, проведения специальных операций по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
3 апреля 2009 г. представитель секретариата ОДКБ заявил, что Иран в перспективе также может получить статус страны-наблюдателя в ОДКБ.

В подготовке материалов, представленных на сайте, использована информация, свободно распространяемая в открытых источниках российских и зарубежных СМИ, включая печатные издания и материалы ГИС Интернет.